Котельная — Белка (1915 г.)

Главная/Без рубрики/Котельная — Белка (1915 г.)

Котельная — Белка (1915 г.)

Котельная — Белка (1915 г.)

Котельная снабжает теплом Гетеанум и окружающие здания.

Система нагрева была модернизирована в 1990 году. Сегодня котельная обслуживает кроме Гетеанума 15 других зданий.

Комплекс построен в стиле немецкого экс- прессионизма, для философской школы Рудольфа Штайнера.

Основное здание расположено на склоне пологого холма.

Рудольф Штайнер 27 февраля 1905 г. — 30 марта 1925 г.

Австрийский философ, общественный дея- тель, архитектор и эзотерик. Истинный мыслитель, исследователь грани души и духа.

При проектировании здания центральной котельной Штайнер впервые поставил задачу со- здать архитектурное сооружение только из бетона: «Превратить строительство из бетона в истин- но творческий процесс исключительно трудно, решение этой проблемы требует очень больших усилий». Чтобы придавать сооружениям из бе- тона органическую скульптурную целостность, Рудольф Штайнер разрабатывал восковые модели, которыми могли бы пользоваться архитекторы-ис- полнители. Этот опыт он часто применял при проектировании.

Имеет смысл подробнее привести высказы- вания Штайнера по этому поводу. Он стремился продемонстрировать, каким образом немой бетон, обретая форму, начинает говорить. В начале 1914 года в Берлине в связи с организацией колонии под Базелем он отмечал: «В качестве примера приведу здание котельной, где желаемая форма определенно была достигнута. Здание мыслилось в железобетоне, и необходимо было решить пробле- му создания архитектурно-художественной формы из обыкновенной дымовой трубы.

Если стоять неподалеку, когда топят, то дым воспринимается как часть архитектуры, и можно ощутить красоту этой формы, несмотря на прозаическую функцию, именно благодаря тому, что в ней отражено назначение здания и что она образована не по принципам утилитарной архи- тектуры, а исходя из ее внутренней эстетичности. Купола, расположенные по обе стороны дымовой трубы, развиваясь и трансформируясь, перераста- ют в листообразные формы, подобно растению устремленному вверх.

Эти формы воспринимаются органично, что вполне убеждает в возможности создания эстетически значимой архитектуры даже для таких прозаических целей: котельная отапливает цен- тральное здание и окружающие его постройки. При этом важно, что предварительно архитектор имел точные данные о назначении, использовании и внутренней организации здания».

На макете котельной можно видеть, что архитектор придавал большое значение материалу, создавая столь смелые формы. Однако он должен был предъявлять высокие требования к материалу и для реализации основной идеи здания.

Эту задачу воплотил архитектор Оле Фальк Эббель в 1915 году.

Здание с высокой трубой расположено к северо-востоку от Гетеанума; резко обрывающийся склон на этом месте был срыт, и образовалась пло- щадка для строительства. Обе постройки соедине- ны тропинкой, ведущей вдоль высоких елей. Внизу с трех сторон котельная окружена кустами ореш- ника. К котельной можно попасть также по дороге вдоль холма.

Тема двух равновеликих куполов котель- ной отражает образ больших сдвоенных куполов и полуцилиндрических выступов трех порталов в цокольном этаже первого Гетеанума. Эти неболь- шие купола завершают корпус здания, с обратной стороны которого вздымается труба.

Закругленные формы со стороны входа гар- монируют с прямоугольными очертаниями и ку- бическими формами задней части здания, которые воспринимаются как стабилизирующее начало на фоне пологого склона.

Все здание симметрично, купольные фор- мы диалектически связаны с высоко вздымаю- щимся камином. Составленная из геометрических форм нижняя часть оштукатурена. Верхняя часть, пластически более свободно решенная в органи- ческих формах, делает бетон говорящим. Мотив оконных наличников развивает формы ступеней лестницы.

Таким образом архитектура открывает зрителю свою тайну. Действительно возникает «осмысленная красота», благородная оболочка для технических процессов: сжигания в котле, цир- куляции в трубах, подъема дыма, переключения электрического тока. Это было существенно также для архитектурного решения главного здания, освобожденного от функции котельной.

От западного входа в Гётеанум по оси к отрогу холма ведет короткая тропа, которая завер- шается круглой площадкой. Здесь установлено пять скамеек, отсюда можно спокойно наблюдать западный фасад Гетеанума во всех его деталях. Взору открывается великолепная панорама Дор- наха, раскинувшаяся внизу долина Биршталь и линия горизонта, за которую садится солнце.

By | 2017-03-09T12:45:02+00:00 Март 9th, 2017|Без рубрики|Нет комментариев

About the Author:

Оставить комментарий